Правительство предложило ограничить 5% вознаграждение сетям за продвижение товаров


21 апреля 2016

Правительство согласилось ограничить размер ретробонусов для торговых сетей 5%, заявил в среду вице-премьер Аркадий Дворкович на совещании у президента России Владимира Путина. Сейчас размер ретробонуса ограничен законом о торговле на уровне 10%, группа депутатов во главе с Ириной Яровой в последние несколько лет добивается снижения этой цифры до 3%.

Ретробонусы - вознаграждение, которое платят ритейлерам поставщики товаров за их продвижение и оборот, – были основным камнем преткновения в дискуссиях чиновников, поставщиков и ритейлеров. 5% - это компромиссное решение, которое в конце 2015 г. предложило Министерство промышленности и торговли по поручению Дворковича.

Законопроект, внесённый депутатами, был принят в первом чтении в мае 2015 г. Второе чтение было включено в примерную программу Госдумы на апрель 2016 г. «Правительство подготовило поправки к данному закону и сегодня направило их в Государственную думу. Поправки полностью согласованы», - отчитался Дворкович президенту (цитата по kremlin.ru). Профильный комитет Госдумы по экономической политике после получения правительственных поправок изучит их, после этого станет ясно, когда может состояться второе чтение законопроекта, сказал представитель комитета. В поправках правительства предложено не только вдвое снизить ретробонусы, но и четко прописать, за какие именно услуги ритейлеры смогут получать бонусы от поставщиков, рассказал Дворкович: «чтобы не завуалировали какими‑то другими названиями эти услуги, оказываемые поставщикам». Среди разрешенных - «услуги по продвижению товаров, постановке товаров на полку, так называемая плата за полку, услуги по обработке, подготовке, упаковке товаров и другие подобные услуги», пояснил чиновник.

Сами ритейлеры не считают 5% ретробонусов компромиссом, заявил представитель «Ассоциации компаний розничной торговли» (АКОРТ, объединяет всех лидеров ритейла в России). «В границах 5% сохраняется ограничение совокупного вознаграждения не только за дополнительный объем, но за оказание возмездных услуг (логистики, упаковки, продвижения), что не связано с ретробонусом, не привязано к числу продаваемого товара», - пояснил представитель АКОРТ. Для ритейлеров ускорение в работе над поправками в законе о торговле после того, как неделю назад этот вопрос возник в ходе «Прямой линии» с президентом страны, стало неожиданностью, говорит сотрудник крупного поставщика продовольственной продукции.

«Для ритейла они неожиданные, а для многих производителей и потребителей изменения закона о торговле будут удручающими», - считает президент АКОРТ Илья Ломакин-Румянцев. Покупательная способность в стране снижается, обороты розницы сокращаются, последствия будут негативны для всех участников рынка, опасается он. Расходы поставщиков, не имеющих собственной логистики, вырастут до 20%, мелкие и средние поставщики не смогут обеспечивать доставку в крупные сети (более сотен магазинов), добавил представитель АКОРТ. «Ассортимент товаров резко сократится, товары, не поддержанные собственным рекламными бюджетами производителей, лишатся возможности продвижения и, как следствие, не будут востребованы. Для развития сетей последствия могут выражаться в снижении темпов строительства складов в регионах, около 50 субъектов страны могут остаться без запланированных строек крупных ритейлеров в 2017-2018 гг.», - опасается он.

Не до конца устраивают предложенные 5% и самих поставщиков. «Порог в 5% все равно не вылечит проблему полностью: если торговая сеть принципиально не хочет проводить реальные и нужные поставщику промо-мероприятия, то теперь её сборы за фиктивный маркетинг просто снизятся до 5% от оборота», - рассуждает Дмитрий Леонов, заместитель председателя правления ассоциации «Руспродсоюз». Если считать, что взаимоотношения на рынке между игроками являются равновесным состоянием, то изменения закона, скорее всего, приведут лишь к тому, что выпадающая доходность ритейлеров будет компенсирована другими, не попавшими под регулирование законом, условиями контрактов с поставщиками, отмечает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. «Наша позиция: поощрение торговли поставщиком должно происходить через более низкую цену поставки, через скидки, а не через ретробонусы», - заявил руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Это поможет и отрасли, и государству понимать реальные цены поставки и наценки на товары. «Если сети отойдут от практики лже-маркетинга, то затраты на него вполне могут умещаться в 1-2% от оборота. И он может осуществляться в рамках отдельного договора», - полагает Юшин.



Источник: http://www.vedomosti.ru/

Вернуться к списку